Воспитанники воскресных школ Оболонского благочиния посетили Киево-Печерскую Лавру

Есть старая шутка о том, что Киево-Печерскую Лавру посещают только туристы, а сами киевляне там не бывают. Возможно, такие киевляне и существуют, но наши дети пришли в Лавру не в первый раз. Нашими они стали два года назад, когда по предложению священника Александра Голода, воскресные школы Оболонского благочиния города Киева стали организовывать совместные паломничества. Мы вместе ездили в Чернигов, и, конечно же, бывали в пещерах, у киевских преподобных. Однако тысячелетнюю историю монастыря не исчерпать одной экскурсией, поэтому, мы пришли сюда снова. В прошлый раз мы посетили Ближние пещеры, значит, в этот раз пойдём в Дальние!

Всего на экскурсию пришли около 50 человек. Среди них – не только дети. Некоторых малышей сопровождали сразу оба родителя. А если уж говорить о возрасте экскурсантов, то впору вспомнить одну из книжек протоиерея Александра Торика, которую он подписал «Сказка для детей от 14 до 104 лет». Только у нас самому младшему было около трёх, и услышали дети вовсе не сказку.

Для начала мы разделили всех на две группы – с Неониллой Ворсиной (преподавателем Воскресной школы храма Рождества Христова) отправились самые маленькие паломники, а подростки слушали рассказ Людмилы Мастеровой – экскурсовода Киево-Печерской Лавры.

По дороге к Дальним пещерам детям рассказали о киевских духовных школах, которые находятся на территории Лавры, а потом завели в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Ещё этот храм обозначают уважительным словом «Академический». Здесь студенты Киевской Духовной Семинарии и Академии проходят свой первый опыт клиросного послушания, а говоря проще – учатся читать и петь за богослужением. Некоторые из студентов, принимая священный сан, именно в этом храме совершают свои первые богослужения и произносят первые проповеди. Для детей, учащихся в воскресной школе, священник – явление привычное, почти домашнее, но узнать – где готовят будущих пастырей – довольно волнительно. Наверное, поэтому, присев на скамейку в храме во время рассказа экскурсовода, детвора сбилась в плотную кучку – как воробышки на проводах.

«Не та Лавра что над землёй, а та, что под нею», – гласит местная пословица, а поэтому ко всему, увиденному до входа в пещеры, следует отнестись как к предисловию. Затаив дыхание, дети шагают вниз по длинной лестнице. Наконец, за одним из поворотов открылась галерея, уставленная гробницами святых. Здесь было тихо и торжественно, пока не пришли мы. Нетерпеливо напирая друг на друга, забыв о церковном протоколе, дети целовали гробницы там, куда могли дотянуться. Наши замечания о том, что лобызать можно только ноги, или руки святого, не особенно помогали. Навалившись гурьбой на гробницу очередного преподобного, дети истово лобызали святых в тех местах, которые оказывались в эту секунду не занятыми.

Запомнить всех преподобных, почивающих в лабиринте Дальних пещер с первого раза не под силу даже взрослому. Но наши дети точно запомнят то, что им близко и понятно – историю трёх детей. Размеры их гробниц говорит сами за себя. Два отрока – Леонтий и Геронтий – когда-то несли важное послушание в церковном хоре. Под их звонкие голоса седобородые иноки торжественным распевом повторяли слова молитв. А имя третьего ребёнка никто не знает, но известно, что ему не более двух лет. Так мало этот мальчик прожил из-за злобы и бессилия царя Ирода, который приказал умертвить всех мальчиков в Вифлееме, в надежде на то, что среди них окажется Иисус из Назарета.

Так под сводами Дальних пещер странно уживаются совершенно разные истории – некоторые из них – ровесники Киевской Руси, а иные – вообще родом из Евангелия.

Здесь священномученик Владимир, вкусивший смерть в революционном 18-м году соседствует с преподобным Феофилом – епископом Великого Новгорода, жившим пятью веками ранее.

Пусть многое пока осталось за пределами внимания детворы, но теперь они знают сюда дорогу. А сейчас – вперёд и вверх, к солнцу и шелесту опавшей листвы. Долой налёт степенности, детвора разминает ноги. У выхода из пещер царит весёлое оживление, мобильные фиксируют номера новых друзей из других воскресных школ, звучат призывные голоса педагогов.

Кстати, в древней Греции слово «педагог» вовсе не означало столь почётной сегодня профессии. Так называли раба, которому было поручено вести ребёнка в школу. Он должен был проследить, чтобы воспитанник не растерял учебники, не испачкал одежду и пришёл к учителю вовремя. В лаврских пещерах настоящие учителя – это преподобные, а любой, кто ведёт сюда своих детей, всегда останется лишь «педагогом», т.е. детоводителем.

Мы тепло попрощались – прощание в этом месте не бывает другим. И дело не только в последних тёплых лучах осеннего солнца. Сказав друг другу «до свидания», мы точно знали, что придём сюда снова. Когда наши дети чуть-чуть подрастут, у них появятся другие вопросы. Мы подождём, ведь это наши дети.

 

Александр Ворсин

Фото Елены Дивисенко

(55)

Комментирование запрещено